LLLiu aka Лика aka Людмила Гусева (llliu) wrote,
LLLiu aka Лика aka Людмила Гусева
llliu

Categories:

Хотела было сделать бешеную рекламу "Смоле и перьям"...

но с досадой вспомнила, что сегодня, 7 июля, это на "Чеховфесте" давали последний раз.
Кто не успел, тот опоздал. Мои соболезнования)))

Я включила ЭТО в обязательную программу после первого их (компания называется оригинальненько "Руки-ноги и голова тоже") спектакля на прошлом Чеховфесте.
Если они успеют сделать что-то новенькое до следующего феста, с уверенностью обещаю - Шадрин их опять пригласит (хотя они не сделали полного зала на Серпуховке, но это рекламный недочет, у тех, кто пришел - спектакль вызвал восторг).
Меня спектакль не просто восхитил, это совсем не то слово - он меня заворожил. Весь психотпропный инструментарий понимаю, все могу разложить на составляющие (есть такой метод разложения, анализ называется): метидативная музыка, качание маятника, господство ритма, зомбирующая световая партитура, все инструменты отлично манипулируют зрителькой психикой, сознаешь всё, но не поддаться невозможно, даже поднаторевшим разложенцам)))!
Спектакль - цирковой, но это спектакль. Это цирк? Да, но это и театр. Это зрелище в широком смысле слова.

Чеховфест - и огромное спасибо ему за это - несколько лет назад показал, что цирк (вернее новый цирк) - это совсем не то простонародное и простодушное искусство, каковое мы знает под коротким словом "цирк". Цирк может быть не обязательно победительным и жизнерадостным, он может быть грустным и чуточку ироничным (как Элуаз), а может стать (как у "ног, рук") жестоким и депрессивным. Цирк может быть не только простонародным (популярным), лелеющим свое площадное происхождение, но и уточненным и метафоричным (как в случае "и головы тоже").
Два спектакля, привезенные на прошлый и нынешний Чеховфест, говорят о том, что у труппы есть не только свой почерк (их спектакли узнаваемы, хотя инструменты меняются - в прошлом были батут, шесты и бегущая дорожка, здесь пружинящие доски и неравновесные плоскости всего-навсего из шлифованной фанеры на металлическом каркасе и цепях), но и своя тема: тема сопротивления человека агрессивной среде (природе, обществу, другому человеку). Еще точней -0 это проблема человеческой свободы.
Все участники труппы - великолепные и универсальные гимнасты, но посыл совсем не цирковой - цирк как чистый, привычный жанр сосредоточен на автономной задаче - показать, причем наиболее эффектно, на что способен тренированный и целеустремленный человеческий организм. У Ног-рук-голов задача покзать какой уровень сопротивления агрессивной среде способен оказать человек, какая у него прочность в жизни. И в этом связь его со зрительным залом - человека ежедневно и ежечастно проверяется на прочность/выживание природа, общество и другие люди.
В прошлом спектакле эта мысль была очень последовательной и шла на крещендо: человек побеждал механический темп, задаваемый бегущей дорожкой, или крутился как белка в колесе, сопротивляясь механическому ритму этого колеса, он постоянно испытывал давление и подавление, но благодаря силе духа и ловкости тела преодолевал все виды насилия.
"Смола и перья" более стероскопична, и здесь эта тема доминирует, но есть и некоторые лирические отступления, ну например, курящий в развевающемся шелковой халате, всматривающийся в темноту на "капитанском мостике". Или "оживление" найденного под "палубой" человечка, с помощью жестоких  реанимационных мер - человечек, зажатый меж двух  досок, используется почти как неоживленный предмет, подпорка для "живого" . Или подвешенный артист головой вниз играет в зеркальную пару с артистом, стоящим на платформе.
Центральный, многофункционально-универсальный инструмент спектакля - помост (платформа?) из фанеры, с вынутыми внутренностями, что-то типа перевернутой в горизонталь огромной двери, в которой выпилено окно под стекло, но стекла нет. Это внутренняя пустота помоста - и вход, и выход для артистов, это и опасность провалиться (когда помост поднимается над сценой) и опора в то время, когда помост начинает ездить). Платформа все время транформируется - то стоит на сцене, то поднимается невысоко, и тогда возникает возможность быть раздавленны тем, кто под нее попадет, то ездит челноком туда-сюда обратно, рождая иллюзию того, что ездит не платформа, а сцена со стоящими на ней предметами и артистами, то поднимается высоко над сценой, и тогда края ее - внешние и внутренние, становтся главным фактором опасности (артисты имитируют страх, работая на грани падения, сердце очередной раз ойкает, когда кто-то подлетает к краю), то кренится к зрительному залу, и артисты вынуждены адаптироваться к набекреню, и когда - фантастический финал - она начинает сильно раскачиваться подобно маятнику или тонушему кораблю: людей качает и гонит с одного края на другой, но они из последних сил выживают.
Эти циркачи вовсе не блещут серебристой рыбьей чешуей, она одеты в очень обычную, рядовую одежду, только раз единственная в труппе девушка, "одевается" для "вечеринке" в золотистый топ (который оказывается всего-навсего куском материи или платком) и в высокие каблуки, и из-за этого постоянно "проваливается" и почти срывается). Остальные - просто люди с улицы. Почти что мы, только более смелые и умелые. Красота этого спектакля рождается из сора - оборванная в одной из сцен спектакля крафт-бумага, окаймляющая платформу, и мусор - обрывки той же крафт-бумаги, куски фанеры и опилки, которыми люди дубасили друг другав другой сцене, весь этот сор, подсвеченный наверняка кудесником, зараровывает не менее платформы-маховика.
Эти люди знают толк в стильности. При таких аскетических средствах - на фоне почти постоянного черного задника невероятной красоты картинка.
Визуальное удовольствие от спектакля не меньше чем удовольствие от восхищения ловкостью человеческого тела.
Поймала абсолютно на неординарном для себя восприятии: сижу, млею и чувствую, что у меня раскрыт рот))) Привет детству золотому!
Спасибо Ногам, Рукам и а главное - Голове тоже!



Фотки наперла из Яндекса.
Tags: Руки, Смола и перья, Чеховфест, ноги и голова тоже
Subscribe

  • Подусохнувший Ручей

    Давно не смотрела "Ручей", даже очень давно, как бы не 7-8 лет назад. Завтра заканчиваются приобретенные мной билеты в Большой, и до конца сезона…

  • последняя жизель

    Днем 19 февраля состоялась последняя "Жизель", расписание Большого опубликовано до мая, и будет ли это действительно последней Жизелью…

  • Под боком у Айвазовского

    Посетили сегодня выставку Айвазовского. Ну Айвазовского вы все знаете, а в аппендиксе на пути к Айвазовскому, привлеченная знакомым абрисом фигуры в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments